РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА
(a) Представление информации. С каждым самолетом должно представляться Руководство по летной эксплуатации самолета, которое должно включать в себя следующие сведения:
(1) Информацию, требуемую в параграфах 25.1583 — 25.1587.
(2) Другую информацию, необходимую для безопасной эксплуатации, вследствие особенностей конструкции, эксплуатации и пилотирования данного самолета.
(3) Все ограничения, процедуры и другую информацию, которые установлены как условие соответствия относящимся к ним требованиям по ограничению шума в соответствии с АП-36.
(b) Одобренная информация. Все части Руководства, перечисленные в параграфах 25.1583 — 25.1587 и имеющие отношение к данному самолету, должны быть представлены вместе с самолетом, проверены и одобрены, а также выделены, обозначены и должны ясно отличаться от всех неодобренных частей этого Руководства.
(c) [Зарезервирован].
(d) Все Руководства по летной эксплуатации самолета должны включать в себя оглавление, если сложность Руководства требует этого.
25.1583. Эксплуатационные ограничения
(а) Ограничения скорости. Должны быть указаны следующие (и любые другие) ограничения скорости, необходимые для безопасной эксплуатации:
(1) Максимально допустимая эксплуатационная скорость Vmo/Mmo вместе с указанием, что этот предел скорости не должен преднамеренно превышаться на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или снижение), за исключением случаев, когда для проведения летных испытаний или для тренировки пилотов разрешается большая скорость.
(2) Если ограничение скорости основывается на явлениях сжимаемости воздуха, включается указание, касающееся этого явления, вместе с информацией о признаках проявления сжимаемости, вероятном поведении самолета и рекомендуемых действиях для вывода самолета из критического режима.
(3) Маневренная скорость VA вместе с указанием о том, что полное отклонение руля направления и элеронов, а также маневры, выполняемые на углах атаки, близких к срывному режиму, должны ограничиваться скоростями, не превышающими маневренную скорость VA.
(4) Скорость полета с выпущенными закрылками VFE и соответствующие положения закрылков и режимы работы двигателей.
(5) Скорость или скорости полета при выпуске и уборке шасси и разъяснение относительно этих скоростей в соответствии с 25.1515(а).
(6) Скорость полета с выпущенным шасси VLE, если она превышает скорость полета при выпуске — уборке шасси VLO, вместе с указанием, что эта скорость является максимальной, при которой самолет может совершать безопасный полет с выпущенным шасси.
(b) Ограничения по силовой установке. Должна быть представлена следующая информация:
(1) Ограничения, требуемые 25.1521 и
25.1522.
(2) Объяснения ограничений там, где это необходимо.
(3) Информация, необходимая для обозначения на приборах, требуемая параграфами 25.1549 — 25.1553.
(c) Вес и распределение нагрузки. В Руководство по летной эксплуатации самолета должны быть включены ограничения веса и центровки самолета, установленные в соответствии с 25.1519. Вся приводимая ниже информация, включая ограничения по распределению веса, установленная в соответствии с 25.1519, должна быть представлена либо в Руководстве по летной эксплуатации самолета, либо в отдельном документе по контролю веса и балансировки, а также загрузки, на который в Руководстве по летной эксплуатации самолета должна быть дана ссылка:
(1) Условия, при которых производится взвешивание самолета, и компоненты, включаемые в вес пустого самолета, указанные в 25.29.
(2) Указания по загрузке, необходимые для обеспечения загрузки самолета в пределах ограничений веса и центровки, а также для поддержания загрузки в этих пределах в полете.
(3) Если запрашивается сертификация для более чем одного диапазона центровок, то соответствующие ограничения в отношении веса и правил загрузки для каждого отдельного диапазона центровок.
(d) Летный экипаж. Должны указываться количество и функции членов минимального летного экипажа, определенного в соответствии с
25.1523.
(e) Виды эксплуатации. Должны указываться виды эксплуатации, утвержденные для данного самолета в соответствии с положениями 25.1525.
(f) Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота. В Руководство по летной эксплуатации самолета должны быть включены допустимые границы температуры наружного воздуха и эксплуатационной высоты полета, установленные в соответствии с 25.1527.
(g) [Зарезервирован].
(h) Дополнительные эксплуатационные ограничения. Должны указываться эксплуатационные ограничения, изложенные в 25.1533.
(i) Перегрузки в полете. Должны быть представлены эксплуатационные ограничения по перегрузке, на которые конструкция испытана, приведенные в величинах ускорений.
25.1585. Процедуры по эксплуатации самолета
(a) Процедуры по эксплуатации самолета должны включать в себя:
(1) Нормальные процедуры, которые характерны для данного типа самолета или его модели, при обычной эксплуатации.
(2) Особые процедуры для случаев неисправностей и отказных ситуаций, требующих использования специальных систем или альтернативного использования обычных систем; и
(3) Аварийные процедуры для предсказуемых, но необычных ситуаций, для которых немедленные и точные действия экипажа могут существенно уменьшить риск катастрофы.
(b) Информация или процедуры, не связанные впрямую с летной годностью, или которые не могут быть применены экипажем, не должны быть включены, также не должны быть включены процедуры, которые приняты как базовые для летной подготовки.
(c) Должна быть представлена информация, определяющая каждый рабочий режим топливной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить независимость топливной системы согласно требованиям 25.953, а также представлены инструкции по переводу топливной системы в такие состояния, для которых показывается соответствие этим требованиям.
(d) Должны быть представлены огибающие начала бафтинга, определенные согласно 25.251. Если указаны поправки на влияние различных центровок, то в представленных огибающих должна быть отображена центровка, обычная для загрузки самолета в крейсерском полете.
(e) Должна быть представлена информация, указывающая, что когда на индикаторе топливомера при горизонтальном полете появляется нуль, то остаток топлива в баке не может быть использован без риска для безопасности полета.
(f) Должна быть представлена информация об общем количестве вырабатываемого топлива из каждого бака.
характеристиках самолета
(a) Каждое Руководство по летной эксплуатации самолета должно содержать информацию, позволяющую переводить приборную температуру в истинную температуру наружного воздуха, если для выполнения требований 25.1303(а)(1) используется термометр, отличный от термометра наружного воздуха.
(b) Каждое Руководство по летной эксплуатации самолета должно содержать информацию о летных характеристиках, рассчитанных согласно применимым требованиям настоящих Норм (включая требования параграфов 25.115, 25.123, 25.125 и 25.125А для весов самолета, высот полета, температур наружного воздуха, составляющих скорости ветра и уклонов ВПП, в зависимости от того, что применимо) в пределах эксплуатационных ограничений самолета и должно включать следующие сведения:
(1) В каждом случае: режим работы двигателя, конфигурация самолета и скорость полета, процедуры по управлению самолетом и другими системами, оказывающими значительное влияние на информацию по характеристикам.
(2) VS, определенную в соответствии с 25.103.
(3) Следующую информацию о летных характеристиках (определенную экстраполяцией и вычисленную для диапазона весов между максимальным посадочным весом и максимальным взлетным весом):
(i) характеристики набора высоты в посадочной конфигурации;
(ii) характеристики набора высоты в конфигурации для захода на посадку;
(iii) посадочную дистанцию.
(4) Действия, установленные согласно 25.101(f), (g) и связанные с ограничениями и информацией, требуемыми 25.1533 и пунктом (b) данного параграфа. Эти действия должны быть приведены в форме рекомендательного материала, включающего в себя все относящиеся к этому вопросу ограничения или информацию.
(5) Объяснение существенных или необычных характеристик управляемости самолета в полете и на земле.
(6) Поправки к приборной скорости полета, к высоте полета и температуре наружного воздуха.
(7) Разъяснение по эксплуатационным коэффициентам увеличения посадочных дистанций, использованных в представлении потребных посадочных дистанций, если это приемлемо.
Шасси с хвостовым колесом
Шасси с носовым колесом
Рис. 1. Основные размеры шасси
Шасси с хвостовым колесом
Рис. 2. Горизонтальная посадка
J — уравновешивающий момент сил инерции;
Т — направленная вперед составляющая сил инерции
Шасси с носовым колесом |
в — угол при касании земли основным
шасси и хвостовой частью фюзеляжа, который
не должен превышать угол сваливания
Рис. 3. Посадка с опущенным хвостом
|
|
|
|
|
Шасси с хвостовым колесом
Шасси с носовым колесом
|
|
||
Рис. 6. Пробег самолета с применением тормозов
Т — сила инерции, уравновешивающая лобовую силу колеса;
*) — PXN = 0, если на носовом колесе нет тормозов;
при определении нагрузки на основные стойки PYN = 0
при определении нагрузки на носовую ось J = 0
|
|
|
|
|
Рис. 2. Коэффициенты, учитывающие распределение нагрузок по длине лодки |
Рис. 3. Распределение давления в поперечном сечении |