РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

25.1581. Общие положения

(a) Представление информации. С каждым самолетом должно представляться Руководство по летной эксплуатации самолета, которое дол­жно включать в себя следующие сведения:

(1) Информацию, требуемую в параграфах 25.1583 — 25.1587.

(2) Другую информацию, необходимую для безопасной эксплуатации, вследствие особен­ностей конструкции, эксплуатации и пилоти­рования данного самолета.

(3) Все ограничения, процедуры и другую ин­формацию, которые установлены как условие соответствия относящимся к ним требованиям по ограничению шума в соответствии с АП-36.

(b) Одобренная информация. Все части Руко­водства, перечисленные в параграфах 25.1583 — 25.1587 и имеющие отношение к данному само­лету, должны быть представлены вместе с само­летом, проверены и одобрены, а также выделе­ны, обозначены и должны ясно отличаться от всех неодобренных частей этого Руководства.

(c) [Зарезервирован].

(d) Все Руководства по летной эксплуатации самолета должны включать в себя оглавление, если сложность Руководства требует этого.

25.1583. Эксплуатационные ограничения

(а) Ограничения скорости. Должны быть ука­заны следующие (и любые другие) ограничения скорости, необходимые для безопасной эк­сплуатации:

(1) Максимально допустимая эксплуата­ционная скорость Vmo/Mmo вместе с указанием, что этот предел скорости не должен преднаме­ренно превышаться на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или сниже­ние), за исключением случаев, когда для прове­дения летных испытаний или для тренировки пилотов разрешается большая скорость.

(2) Если ограничение скорости основывает­ся на явлениях сжимаемости воздуха, включа­ется указание, касающееся этого явления, вме­сте с информацией о признаках проявления сжимаемости, вероятном поведении самолета и рекомендуемых действиях для вывода самолета из критического режима.

(3) Маневренная скорость VA вместе с указа­нием о том, что полное отклонение руля напра­вления и элеронов, а также маневры, выпол­няемые на углах атаки, близких к срывному ре­жиму, должны ограничиваться скоростями, не превышающими маневренную скорость VA.

(4) Скорость полета с выпущенными за­крылками VFE и соответствующие положения закрылков и режимы работы двигателей.

(5) Скорость или скорости полета при выпу­ске и уборке шасси и разъяснение относитель­но этих скоростей в соответствии с 25.1515(а).

(6) Скорость полета с выпущенным шасси VLE, если она превышает скорость полета при выпуске — уборке шасси VLO, вместе с указани­ем, что эта скорость является максимальной, при которой самолет может совершать безопас­ный полет с выпущенным шасси.

(b) Ограничения по силовой установке. Дол­жна быть представлена следующая информа­ция:

(1) Ограничения, требуемые 25.1521 и

25.1522.

(2) Объяснения ограничений там, где это необходимо.

(3) Информация, необходимая для обозна­чения на приборах, требуемая параграфами 25.1549 — 25.1553.

(c) Вес и распределение нагрузки. В Руковод­ство по летной эксплуатации самолета должны быть включены ограничения веса и центровки самолета, установленные в соответствии с 25.1519. Вся приводимая ниже информация, включая ограничения по распределению веса, установленная в соответствии с 25.1519, должна быть представлена либо в Руководстве по лет­ной эксплуатации самолета, либо в отдельном документе по контролю веса и балансировки, а также загрузки, на который в Руководстве по летной эксплуатации самолета должна быть да­на ссылка:

(1) Условия, при которых производится взвешивание самолета, и компоненты, включа­емые в вес пустого самолета, указанные в 25.29.

(2) Указания по загрузке, необходимые для обеспечения загрузки самолета в пределах огра­ничений веса и центровки, а также для поддер­жания загрузки в этих пределах в полете.

(3) Если запрашивается сертификация для более чем одного диапазона центровок, то со­ответствующие ограничения в отношении веса и правил загрузки для каждого отдельного ди­апазона центровок.

(d) Летный экипаж. Должны указываться ко­личество и функции членов минимального лет­ного экипажа, определенного в соответствии с

25.1523.

(e) Виды эксплуатации. Должны указываться виды эксплуатации, утвержденные для данного самолета в соответствии с положениями 25.1525.

(f) Температура наружного воздуха и эксплуа­тационная высота. В Руководство по летной эк­сплуатации самолета должны быть включены допустимые границы температуры наружного воздуха и эксплуатационной высоты полета, установленные в соответствии с 25.1527.

(g) [Зарезервирован].

(h) Дополнительные эксплуатационные огра­ничения. Должны указываться эксплуатацион­ные ограничения, изложенные в 25.1533.

(i) Перегрузки в полете. Должны быть пред­ставлены эксплуатационные ограничения по перегрузке, на которые конструкция испытана, приведенные в величинах ускорений.

25.1585. Процедуры по эксплуатации самолета

(a) Процедуры по эксплуатации самолета должны включать в себя:

(1) Нормальные процедуры, которые харак­терны для данного типа самолета или его моде­ли, при обычной эксплуатации.

(2) Особые процедуры для случаев неисправ­ностей и отказных ситуаций, требующих ис­пользования специальных систем или альтерна­тивного использования обычных систем; и

(3) Аварийные процедуры для предсказуе­мых, но необычных ситуаций, для которых не­медленные и точные действия экипажа могут существенно уменьшить риск катастрофы.

(b) Информация или процедуры, не связан­ные впрямую с летной годностью, или которые не могут быть применены экипажем, не дол­жны быть включены, также не должны быть включены процедуры, которые приняты как базовые для летной подготовки.

(c) Должна быть представлена информация, определяющая каждый рабочий режим топлив­ной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить незави­симость топливной системы согласно требова­ниям 25.953, а также представлены инструкции по переводу топливной системы в такие состоя­ния, для которых показывается соответствие этим требованиям.

(d) Должны быть представлены огибающие начала бафтинга, определенные согласно 25.251. Если указаны поправки на влияние различных центровок, то в представленных огибающих должна быть отображена центровка, обычная для загрузки самолета в крейсерском полете.

(e) Должна быть представлена информа­ция, указывающая, что когда на индикаторе топливомера при горизонтальном полете по­является нуль, то остаток топлива в баке не может быть использован без риска для безо­пасности полета.

(f) Должна быть представлена информация об общем количестве вырабатываемого топлива из каждого бака.

25.1587. Сведения о летных

характеристиках самолета

(a) Каждое Руководство по летной эксплуа­тации самолета должно содержать информа­цию, позволяющую переводить приборную температуру в истинную температуру наружно­го воздуха, если для выполнения требований 25.1303(а)(1) используется термометр, отлич­ный от термометра наружного воздуха.

(b) Каждое Руководство по летной эксплуа­тации самолета должно содержать информа­цию о летных характеристиках, рассчитанных согласно применимым требованиям настоящих Норм (включая требования параграфов 25.115, 25.123, 25.125 и 25.125А для весов самолета, вы­сот полета, температур наружного воздуха, со­ставляющих скорости ветра и уклонов ВПП, в зависимости от того, что применимо) в преде­лах эксплуатационных ограничений самолета и должно включать следующие сведения:

(1) В каждом случае: режим работы двигате­ля, конфигурация самолета и скорость полета, процедуры по управлению самолетом и други­ми системами, оказывающими значительное влияние на информацию по характеристикам.

(2) VS, определенную в соответствии с 25.103.

(3) Следующую информацию о летных ха­рактеристиках (определенную экстраполяцией и вычисленную для диапазона весов между максимальным посадочным весом и макси­мальным взлетным весом):

(i) характеристики набора высоты в поса­дочной конфигурации;

(ii) характеристики набора высоты в конфи­гурации для захода на посадку;

(iii) посадочную дистанцию.

(4) Действия, установленные согласно 25.101(f), (g) и связанные с ограничениями и ин­формацией, требуемыми 25.1533 и пунктом (b) данного параграфа. Эти действия должны быть приведены в форме рекомендательного материа­ла, включающего в себя все относящиеся к этому вопросу ограничения или информацию.

(5) Объяснение существенных или необыч­ных характеристик управляемости самолета в полете и на земле.

(6) Поправки к приборной скорости полета, к высоте полета и температуре наружного воздуха.

(7) Разъяснение по эксплуатационным коэф­фициентам увеличения посадочных дистанций, использованных в представлении потребных по­садочных дистанций, если это приемлемо.

Приложение А

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА
РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Шасси с хвостовым колесом

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Шасси с носовым колесом

Рис. 1. Основные размеры шасси

Подпись: Шасси с носовым колесом
РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Шасси с хвостовым колесом

Рис. 2. Горизонтальная посадка
J — уравновешивающий момент сил инерции;

Т — направленная вперед составляющая сил инерции

Шасси с носовым колесом

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Подпись:в — угол при касании земли основным
шасси и хвостовой частью фюзеляжа, который
не должен превышать угол сваливания

Рис. 3. Посадка с опущенным хвостом

Шасси с носовым или хвостовым колесом

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 4. Посадка на одно колесо

 

Самолет с носовым или хвостовым колесом в условиях
горизонтальной посадки

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 5. Посадка с боковым сносом PYM — 1/2 максимальной вертикальной реакции земли, получаемой у каждого главного колеса в условиях горизонтальной посадки;

* — реакция земли на носовое колесо равна нулю

 

 

Шасси с хвостовым колесом

Шасси с носовым колесом

1,2G при расчетном посадочном весе 1,0G при расчетном взлетном весе

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

 

1,2G при расчетном посадочном весе

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

 

 

Рис. 6. Пробег самолета с применением тормозов
Т — сила инерции, уравновешивающая лобовую силу колеса;
*) — PXN = 0, если на носовом колесе нет тормозов;
при определении нагрузки на основные стойки PYN = 0
при определении нагрузки на носовую ось J = 0

Шасси с хвостовым колесом Шасси с носовым колесом

Силы инерции самолета в

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 8. Разворот самолета с носовым или хвостовым колесом PYM, PYN — статические реакции земли. Самолет с хвостовым колесом находится в положении на трех точках. Предполагается, что разворот происходит вокруг одной из основных стоек шасси

 

 

Приложение В

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 1. Определение осей, углов и основных размеров на гидросамолете

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 2. Коэффициенты, учитывающие распределение нагрузок по длине лодки

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Рис. 3. Распределение давления в поперечном сечении